Это мы не проходили СССР, 1975 Это мы не тили-тили, это нас не трали-вали... (с) Сюжет. Герои фильма – студенты педвуза, которые отправляются на практику далеко от стен родного дома. Им предстоит каждый день сдавать экзамены как перед педагогами, не первый год работающими в школе, так и перед ребятами – очень трудно будущему учителю завоевать авторитет. Но студентам удается многое изменить в привычной школьной обстановке, о многом заставить задуматься и учителей, и ребят и как-то незаметно стать нужными, своими. Это ощущение своей нужности было самым главным приобретением на выбранном ими трудном, но благородном пути. Плюсы. Очень много важных жизненных вопросов переплетаются в одном небольшом кинофильме: подростковый возраст, педагогика, воспитание, любовь, семья, коллектив, и многое другое. Даже вплетена задумка о смысле преподавания «ненужных» предметов неспособным детям, – предтеча модной в капиталистическом укладе тенденции об узкой специализации. Затронут и важный вопрос трудовой дисциплины, применительно к рабочему времени и времени отдыха, как это отражается на жизни человека и его семьи, и, в конце концов, на его счастье. Фильм непростой, но повествование очень лёгкое и гармоничное. Жизнь бьёт ключом с экрана. Приятно вновь и вновь в советском кино наблюдать за Человеком труда, творцом и созидателем светлого будущего. Этот фильм, в первую очередь, об одной из труднейших профессий, – педагога. Не зря говорят, что в жизни достаточно трёх везений: у кого родиться, у кого учиться, и на ком жениться, – важность того, кто тебя учит, невозможно переоценить. Минусы. Не понравились любовные отношения между главными героями, молодыми учителями: с одной стороны, навязчивые и почти безответные ухаживания, с другой стороны, никакой конкретики и отдачи. Плохой пример для подражания. Откровенная и настойчивая ложь ученику на его вопрос о слезах. Это была бессмысленная ложь, и потому она ещё более омерзительная. Можно представить, что это было выражение женской слабости. Но речь идёт о волевой сильной личности, плюс, фильм идеализирует образ учителя, поэтому «слабость» в виде лжи тут была недопустима. К сожалению, в дальнейшем это ничем не сглажено и никак не объяснено, поэтому оставило крайне неприятный осадок. Безответственное отношение подростков к своим родителям, на примере внезапной пропажи в неизвестном направлении. Здесь это подано в негативном контексте, но в результате по сюжету всё скомкалось и сгладилось. А требовало хоть какого-то подведения черты, что ТАК делать не надо, а надо было сделать ВОТ ТАК. Для такого педагогического фильма получилось непедагогично. Особое. На примере больной девочки показали довольно легкомысленное отношение к собственному здоровью, и как близкие люди невольно вовлекаются в потакание к такому отношению. Очень непростая и драматичная ситуация, которую здесь «обстряпали» «мирком-ладком», но всё же это провоцирует на дискуссию и заставляет задуматься: что лучше, безвольно ждать чуда, оставляя себя и окружающих в постоянном напряжении, или проявить твёрдость и рискнуть ради окончательного разрешения проблемы. Вывод. Отличный фильм, серьёзный, умный и интересный. Много полезных, здравых и философских мыслей.

Теги других блогов: фильм педагогика СССР