Утренние поезда СССР, 1963 Сюжет. Трое друзей работают в Москве на огромном заводе. Каждое утро они отправляются на работу ранней электричкой, в вагоне которой все уже знают друг друга. Однажды в утреннем поезде появляется новый пассажир – Ася. Она только что закончила школу и устроилась на тот же завод, где работают неразлучные друзья. Асе приходится пережить немало потрясений и разочарований, прежде чем она находит настоящих друзей и свою любовь... Мнение. Молодости свойственна порывистость, необдуманность и безответственное отношение. Но ответственность за поступки всё же неизбежно наступает, и с этим приходит опыт, к сожалению, иногда запоздалый в своём нравоучении... В этой истории нет горькой расплаты за поступки, и, по правде говоря, девушка ещё довольно легко отделалась. Да, она получила жизненный урок и опыт бездумной влюблённости, – а это воспитательный пример для зрителей. Жаль, что при современных распущенных нравах всё это выглядит дичайшей экзотикой... Прекрасно сыграл отрицательного персонажа Анатолий Кузнецов! Просто, естественно и гениально. Если главной героине досталась несколько противоречивая роль, которая требует рассуждения и выводов, то этот герой кристально чист и ясен – он не вызывает ни малейшей симпатии зрителя, от начала до конца он верен себе, твёрд в своих желаниях и собственной жизненной философии. Его кредо – эгоизм, и этим он неприятен. Образец того, каким не нужно быть в жизни (тут следует продолжить мысль: ...чтобы не стать предметом осуждения со стороны нравственно здорового общества). Воспитательная проекция советского кинематографа; кинематограф здорового человека. С девушкой Асей сложней. Она проявляет недюженную твёрдость в начале своего скользкого пути, и тем неизменно импонирует зрителю. Однако потом всё же скользит и падает... И это был личный выбор, никакого обмана или давления. Пелена бездумной влюблённости застилает ей глаза, но разочарование неизбежно наступает. В этой истории без серьёзных для Аси последствий, – и поэтому кино воспринимается не как драма, а лишь как мелодрама с элементами нравственного воспитания на примере ярких противопоставлений между положительными и отрицательными героями. Можно ли многого требовать от вчерашней школьницы? Зрителю очевидно, что задатки благоразумного поведения в девушке есть. Но она сама отказалась от осторожности и слишком быстро доверилась проходимцу. Нужно было проявить выдержку, присмотреться, хотя бы сравнить разных людей из своего окружения. Авторы фильма делают акцент на якобы присущем женщинам стереотипе о желании поскорей выскочить замуж, именно поскорей, и даже не так важно, за кого. Лишь бы белая фата, туфли на каблучках, красивые серёжки, – чтобы запомнилось на всю жизнь. Слишком примитивное допущение, однако, вполне годное для проходного фильма, потому что такое тоже в жизни встречается. Вывод. Хорошее советское кино.

Теги других блогов: фильм 1963 Утренние поезда